Искусство доминировать
Действительно, в практической психологии, имеющей дело с реальностью (пусть и не всегда объективной), самое трудное — это начать. Итак, проще всего воздействовать на биологический объект вербально, то есть при помощи слов, мимики, жестов и непременно при личном контакте. В связи с этим следует помнить, что человеческое сознание, ум акцентируется на семантике слова, на смысловой информации, которую несет речь, а также на ее интонации; в меньшей мере он воспринимает язык мимики и жестов. При этом все, что упускает сознательный ум человека, напрямую загружается в его подсознание, в «подкорку». В то же время основная цель суггестора при индивидуальной работе — это введение в подсознание биологического объекта той или иной установки. Следовательно, от суггестора требуется усыпить или иным образом отвлечь сознание объекта, чтобы без помех вложить в его подсознание нужную информацию. На этом принципе и основаны всевозможные методы гипнотизации, а также нейролингвистического программирования (эриксонианского гипноза). Мы не станем касаться в этой книге классического гипноза с его обязательным погружением в транс (при помощи блестящих предметов или картинных пассов перед носом и тому подобных излишеств). Все это годится для сцены или же, в отдельных случаях, для клиники. Куда больше нас интересует так называемое внушение наяву, то есть формирование в подсознании интересующего нас лица мотивов для требующегося нам действия или поведения. Проще всего этого добиться путем отвлечения сознания биологического объекта (голосом, жестами или комбинацией того и другого) с одновременным внедрением в его подсознание нужной информации. Суггесторам известно шестнадцать типов голосовых режимов, из которых чаще всего ими используется шесть. Их мы сейчас и рассмотрим. Первый голосовой режим. Это наиболее мягкий способ речи из арсенала суггестора. Негромкий задумчивый голос с небольшим диапазоном модуляций звучит несколько отстраненио и даже грустно. Так старый сказочник может рассказывать какую-то волшебную историю (например, о Золушке), которая случилась давным-давно.